Джеймс Таррелл. «Мы питаемся светом, поглощая его своей кожей» «Мы питаемся светом, поглощая его своей кожей», — говорит Джеймс Таррелл об одном из главных источников своего вдохновения — световом потоке. Джеймс Таррелл – уже давно признанная звезда современного искусства. Ему уже не надо вселять в публику изумление, чтобы выставка стала сенсацией. Тарреллу подражают, его эстетике наследуют многие художники последующих поколений, работающие со светом. Свежим инфоповодом, заставившим общественность вновь обсудить Таррелла, стал релиз клипа Дрейка на Hotline Bling (с тем самым “папиным” танцем), сработанного в стилистике художника. Поговоривали, что Таррелл сам приложил руку к музыкальному видео, но световых дел мастер от совриска поспешил опровергнуть слухи. Джеймс Таррелл родился в 1943 году в Пасадене, штат Калифорния. Сперва будущий художник получил образование в области психологии, а также проявлял интерес к изучению математики, геологии и астрономии (отголоски этих наук позже будет несложно распознать в его творчестве). В 1966 Таррелл обучается по программе Studio Art в Калифорнийском университете Ирвайна. Тогда же он присоединяется к группе молодых лос-анджелесских художниковначинает работу над первыми световыми объектами. Плацдармом для творческих экспериментов Таррелла стал старый отель Mendotа Hotel, арендованный им в качестве студии. Плотно заколотив все окна, художник создал идеальное пространство для работы со светом. Здесь он создает свои первые геометрические фигуры из флуорисцентного света, источник которого всякий раз надежно спрятан от глаз публики. Нематериальное (в традиционном смысле) явление Таррелл конвертирует в без труда воспринимаемый объект – свет превращается в скульптуру. В 70-х Таррелл развивает идею концептуализации света – в хрестоматийной серии с прагматичным названием Space Division Constructions он предлагает более масштабную оптическую игру с пространством, разделяя выставочный зал на две части: в одной находятся зрители, другая залита светом. Благодаря свету пространство теряет трехмерность: публика воспринимает разделяющий залы прямоугольник как плоский цветной монохром, напоминающий живописные работы Ива Кляйна. В более поздних проектах Таррелл наделяет свет динамикой. В серии Tall Glass светодиоды запрограммированы то и дело плавно изменять свет, погружая зрителя в медитативную визуальную игру. Таррелу интересен не только искусственный свет. Один из его наиболее известных проектов Skyspaces, к которому американец приступил еще в 70-х, представляет из себя серию помещений с отверстием в крыше – художнику удалось экспонировать кусочек неба и естественный природный свет, воздействие которого на публику подкрепляется особой системой подсветки, скоординированной с заходом и восходом солнца. Апофеозом экспериментов Таррелла с природными явлениями стал его долгоиграющий проект в кратере потухшего вулкана Роден, обнаруженного им в пустыне Северной Аризоны – на протяжении нескольких десятилетий художник создает в природном объекте род арт-обсерватории, позволяющей публике наблюдать небесные явления на территории, не обремененной “помехами” городского освещения. “Глазок” кратера работает наподобие искусственных геометричных отверстий, проделанных Таррелом в своих Skyspaces. Разработка проекта продолжается по сей день. На счету Джеймса Таррелла более 40 персональных выставок в разных уголках мира, звание почетного доктора Художественного института Чикаго, Университета Клермонт в Калифорнии и Королевской академия искусств в Лондоне, а также “персональный” музей James Turrell Museum, открывшийся в Аргентине в 2009 году.