«Звезды русского авангарда» (режиссеры) Документальный телевизионный цикл посвящен уникальным отечественным кинорежиссерам-экспериментаторам «Человек смотрит в телескоп на звезды и забывает, что он сам – звезда». Казимир Малевич Проект «Звезды русского авангарда» посвящен уникальному периоду советской истории ХХ века, когда искусство молодой Страны Советов утвердилось в авангарде мирового движения. По словам авторов, цель проекта – представить широкой аудитории уникальное наследие советского авангарда, рассказать о тех многочисленных достижениях отечественных авангардистов, которые стали весомым вкладом России в мировую культуру ХХ века. «Сегодня благодаря многочисленным выставкам, открывшимся для посещений архивам, фондам музеев и частным коллекциям, интерес к русскому авангарду переживает второе дыхание, – рассказывает режиссер цикла Сергей Тютин. – Русский авангард признан полноправной частью мирового наследия первой половины XX века, он актуален и привлекает к себе все большее внимание, в том числе и зарубежных зрителей. Авангард – это создание нового, если хотите, это квинтэссенция творчества. То, что сегодня принято называть инновацией. А именно этим и занимаются современные художники – поиском новых форм выражения». Серии цикла посвящены уникальным отечественным кинорежиссерам-экспериментаторам. В передачах речь идет не столько о биографиях знаменитых киноавангардистов, сколько об открытых ими эстетических системах, экспериментальных подходах к художественному творчеству, часто выходящему за рамки уже сложившейся киноэстетики начала XX века и тесным образом связанными с новаторскими тенденциями в театре, живописи и литературе. 2 часть цикла. Серии 2017 года «Кино-Око Дзиги Вертова» (2017) В 2014 году авторитетнейший британский киножурнал Sight&Sound опубликовал список лучших документальных фильмов за всё время с момента рождения кинематографа. В опросе приняли участие более 200 уважаемых кинокритиков и 100 фильммейкеров со всего мира. Картина Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» набрала все 100 голосов и заняла первое место с большим отрывом от других. О непростой судьбе создания этого киношедевра — речь в фильме. Включены уникальные кадры кинохроники с участием Д. Вертова, лучшие кадры его картин, а также фрагменты фильма Л. Брик «Стеклянный глаз». «Первооткрыватель Николай Экк» (2017) О выдающемся русском кинорежиссёре Николае Экке, который снял первый отечественный звуковой художественный фильм «Путёвка в жизнь» и был признан лучшим кинорежиссёром на первом в мире кинофестивале в Венеции. Новатор и экспериментатор Николай Экк создал и первую советскую цветную игровую картину «Соловей-Соловушко», а затем и первый отечественный документальный 3D/стереофильм. Несправедливо отстранённый во время войны от режиссёрской профессии, он 20 лет добивался возвращения в большое кино и, преодолев все препятствия, снял полнометражный звуковой, цветной и объемный фильм «Человек в зелёной перчатке». «Довженко. Жизнь в цвету» (2017) Гениальный кинорежиссер и писатель А. Довженко верил, что создать выдающееся произведение искусства можно только в окружении красоты. До сих пор на Киевской киностудии и на Мосфильме цветут сады, посаженные Довженко. В основу фильма легли дневники режиссёра и неопубликованные воспоминания его жены и музы Ю. Солнцевой. Включены кадры кинохроники, завпечатлившие работу и жизнь великого мастера поэтического кино, Его творчество оказало огромное влияние на кинопроизведения С. Параджанова и А. Тарковского. «Эксцентрики Козинцев и Трауберг» (2017) Их режиссерский дуэт заложил основы ленинградской школы кино. Создатели Фабрики эксцентричного актёра (ФЭКС), из которой вышли будущие звёзды кино, такие как Сергей Герасимов, Елена Кузьмина, Петр Соболевский, Янина Жеймо и Олег Жаков. В сотрудничестве с оператором Анатолием Москвиным, композитором Дмитрием Шостаковичем и художником Евгением Енеем создали ряд классических кинопроизведений, среди которых «Шинель», «Новый Вавилон», «Трилогия о Максиме». Включены кадры хроники рабочих моментов создания фильмов, а также фрагменты из этих фильмов и песни из «Трилогии о Максиме». В основе — мемуары Григория Козинцева и Леонида Трауберга. *** 1 часть цикла. Серии 2014 года «Режиссеры никогда прежде не рассматривались с точки зрения «русского авангарда», несмотря на то, что жили в ту эпоху, творили, были вовлечены в точно такой же ажиотаж поисков новых форм художественного выражения, как художники, поэты, театральные деятели, – говорит Сергей Тютин. – Известно, что советский кинематограф отличался разноплановостью – Дзига Вертов, Александр Довженко, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и другие. В новом блоке мы расскажем о Льве Кулешове, который в 1920-е годы создавал то, на чем сегодня строится кинематограф, в том числе киномонтаж. Сергей Эйзенштейн, герой второго выпуска, в представлении не нуждается, но акцент мы делаем на его разработках по теории кино и открытиях в монтаже, которые режиссер применял в своих работах. Герой следующего выпуска — Всеволод Пудовкин. В частности мы рассказываем о его немом фильме «Простой случай», который практически никто не видел, но отрывки из которого поражают своей визуальной выразительностью. Эти идеи были навеяны творчеством Василия Кандинского. Александр Андриевский – фигура менее известная из всех. Настоящей сенсацией стал выход 4 февраля 1941 года на экран первого в мире московского коммерческого стереокинотеатра «Москва», в котором использовался безочковый метод проекции на экран, фильма режиссера Александра Андриевского и оператора Дмитрия Суренского — «Земля молодости или Концерт». Этот день считается началом регулярного показа стереофильмов в нашей стране. Фильм Андриевского демонстрировался по 17 сеансов в день, приводил зрителей в восторг и за три месяца в одном кинозале его смогли посмотреть более полумиллиона человек. За 6 лет до этого Александр Андриевский снял звуковой фантастический фильм «Гибель сенсации». Фильм шел в прокате при неизменных аншлагах в кинотеатрах 7 лет. Никто в других странах не мог создать аналогичные технологии». «Лев Кулешов. Видеть счастливых людей» (2014) Один из пионеров советского и мирового киноискусства Лев Кулешов сыграл большую роль в исследовании и специфики киноискусства, в развитии киноязыка, монтажа, технологии съемок. Ученики писали о нем: «Мы делаем картины – Кулешов сделал кинематографию». Он вошел в историю кино как открыватель так называемого «Эффекта Кулешова». Он обнаружил, что два кадра, поставленные при монтаже рядом друг с другом, могут создать третий смысл, которого не было ни в первом кадре, ни во втором. Следовательно, в киномонтаже от перестановки мест слагаемых сумма существенно меняется. Его открытие выявило творческую сущность монтажа. И благодаря Льву Кулешову динамичный монтаж во всем мире стали называть «русским». В программе речь пойдет и о других экспериментах Кулешова – создании экспериментальной лаборатории, «виртуального пространства» и «виртуального человека». «Сергей Михайлович Эйзенштейн – архитектор кино» (2014) Сергей Эйзенштейн входит в тройку лучших кинематографистов всех времен и народов, а его фильм «Броненосец «Потемкин» – одна из самых титулованных картин за всю историю кино. Снятая к 20-летию первой русской революции 1905 года, лента стала настоящим открытием, а одна из сцен – самой узнаваемой в мировом кинематографе. Многие открытия Эйзенштейна были невозможны, если бы их не питали эксперименты русских авангардистов – художников, поэтов, музыкантов. Режиссуре он учился у Мейерхольда, три месяца посещал мастерскую Кулешова, где понял, значение слова «монтаж». Именно установка на новаторство и сделала Эйзенштейна режиссером, который во многом определил развитие мирового кино на несколько десятилетий вперед. Помимо семи снятых фильмов Эйзенштейн оставил после себя огромное наследие: лекции, исследования, дневники, письма, рисунки. «Крупный план времени Всеволода Пудовкина» (2014) Пудовкин был одним из первых теоретиков киноискусства. Он писал о монтаже, о работе с типажом и актером по системе Станиславского. Его работы о режиссуре, о проблеме звука, о реализме и натурализме в кино и сейчас остаются актуальным источником знаний для студентов. Ему всегда удавалось совмещать активную творческую практику и глубокий культурологический анализ кинопроцесса. Он учился в Первой государственной школе кинематографии сначала у Владимира Гардина, затем у Льва Кулешова. Именно от него он узнал про магию монтажа и на всю жизнь сохранил лучшие традиции мастерской Кулешова, существенно углубив теорию монтажа. Пудовкин стал не только выдающимся кинорежиссером, но и великим теоретиком кино: написал более 200 работ, по которым учатся кинематографисты Италии, Англии и Японии. «Третье измерение Александра Андриевского» (2014) Получив образование математика, сценарист, кинорежиссер, изобретатель Александр Андриевский в бурное революционное время становится сотрудником ЧК. Знакомство и общение с поэтом Велимиром Хлебниковым приводит Андриевского в стан футуристов. Затем, резко меняя свою жизнь, он уходит в кинорежиссеры и одним из первых успешно экспериментирует со звуком в кино. В конце 1930-х годов Андриевский становится главным энтузиастом стереокино в нашей стране. Режиссер первый в мире снял стереофильм для «безочкового» показа (3D), благодаря ему и его ученикам, в 1960-е годы была разработана лучшая в мире технология «Стерео-70», отмеченная в 1991 году премией «Оскар» за технические достижения. Пресс-служба телеканала «Россия К» Телеканал «Культура» Via Art Traffic. Культура. Искусство

Теги других блогов: кино авангард режиссеры